Всё о шелкографии: виды, способы нанесения, особенности
Если вы никогда не сталкивались с шелкографией, то, наверняка, твёрдо уверены, что это рисование на ткани, способ переноса на неё изображения. И отчасти правы: технология позволяет, как холст, использовать именно её. Вот только шелкотрафаретная печать, как называют её специалисты, позволяет наносить монохромный или цветной принт на:
- пластик/ПВХ: ручки, сувениры, рекламные и POS-материалы, пакеты;
- бумагу/картон любой плотности и размеров: от карманных календарей до обоев;
- стекло: плоское, для окон, декоративное, используемое в интерьере или гнутое в автоиндустрии;
- керамику: кружки, чашки, посуду, в том числе сервизы, изготовленные по спецзаказу;
- любой металл: возможности просто безграничны;
- дерево: даже при изготовлении мебели применяется данный способ нанесения изображения на готовое изделие;
- резину, например, при изготовлении надувных подушек-матрасов;
- кожу: делаете чехлы для смартфонов, сумочки, портфели или что-то более масштабное, например, мебель, она и тут приходит на помощь;
- ткань: львиная доля приходится на изготовление футболок, хотя возможности использования ограничены только вашей фантазией.
Складывается ощущение её абсолютной универсальности, впрочем, так и есть.
История
Патент, выданный на технологию Silk screen printing (Распечатка посредством шёлкового сита) в 1907 году, по сути, был просто формальностью: это явилось развитием, но никак не ноу-хау. Нанесение отпечатков через шёлк, сетку из волос, тончайших нитей животного или растительного происхождения использовалось сотни лет. Первенство в освоении, её использовании приписывают китайцам. Что, собственно, очевидно: они первые научились делать натуральную шёлковую ткань.
Вот только используемая сегодня технология скакнула далеко вперёд:
- вместо классической ткани применяются сетки, выполненные из металла, полиамида или нейлона;
- краски, используемые при печатании, не выцветают, не выгорают, хорошо переносят многократную стирку, если принт был нанесён на ткань, а также не стираются;
- качество рисунка, его точность позволяют переносить принт яркими, насыщенными цветами;
- стоимость снизилась в десятки, сотни раз: есть немало областей, где она изначально заложена в цену товара;
- наконец, сам процесс занимает немного времени.
Получаемый результат, как это ни банально звучит, стоит каждого потраченного рубля.
Нанесение рисунка методом шелкотрафаретной графики
На сегодняшний день существует всего два варианта:
- Бесконтактный. Материал, на который переносится, не касается сетки: цвета попадают на него при помощи электростатических сил. Данный способ используется всё реже по двум причинам: сложнее и дороже привычного.
- Контактный. Именно он известен много веков, считаясь классикой шелкографии. В нём сетка, через которую ракелем наносится колер, вплотную прижимается к основе. Вот его и используют для получения изображения на самых разных материалах.
«В шелкотрафаретном принте ничего сложного» – такой заголовок видите в начале большинства статей-инструкций. Более того, в сети немало видеокурсов или текстов с пошаговыми фото, которые многие пытаются не просто повторить у себя дома, а сделать основой бизнеса, предоставляя всем желающим данные услуги.
Вот только такое «творчество» имеет массу недостатков:
- свеженанесённый оттиск «поплывёт», не успеете даже оценить получившийся результат;
- чёткость, пока не набьёте руку, сделает текст нечитабельным, а картинка будет двоиться-троиться;
- цветопередача не будет соответствовать ожидаемому результату: фиолетовые лица, жёлтые огурцы, синие ёлки – это лишь часть того, с чем столкнётесь;
- реальная стоимость, когда посчитаете все затраты, будет в разы превышать ожидаемую.
Выгоду от таких текстов, разрекламировавших простоту и эффективность шелкотрафаретного принта, получают только продавцы краски и комплектующих.
При этом процесс, когда есть не только всё необходимое оборудование, но и достаточный практический опыт, прост и понятен:
- Готовится поверхность, на которую переносится изображение. Во многом это зависит от материала: ткань или бумагу обезжиривать не придётся. Тогда как для пластика, стекла или резины это обязательная процедура. Без неё колер не пристанет вовсе или пристанет кусками.
- Подготавливается сетка. Но если нейлоновая или полиамидная, используемая единожды, просто натягивается на рамку, то металлическая, используемая многократно, потребует очистки. Её нужно обезжирить, удалить остатки тона, наносимого ранее.
- Она натягивается на рамку. Деревянную сделать проще, такая рамка дешевле (что важно при мелкосерийном производстве), но алюминиевая – оптимальный вариант. Лёгкая, не боится влаги, а сам металл не вступает в реакцию.
- Делается трафарет. Технологий много, от вырезания из листа бумаги до использования специальной техники. Но итог всегда один: он должен пропускать колер только там, где это необходимо. И наоборот, полностью защитить неокрашиваемую поверхность. При этом если картинка из нескольких цветов (однотонные рисунки скорее редкость), то для каждого слоя трафарет нужен свой.
- Собирается «бутерброд». Соответственно, на чём будет осуществляться принт, трафарет, рамка с сетчатым полотном, краска. Как вариант, часть отверстий в сетке запечатывается специальным лаком, который наносится через всё тот же шаблон.
- Посредством ракели ручным или механизированным способом снимаются излишки. Это позволяет силой прижима регулировать толщину получаемого слоя.
- Выполняется промежуточная сушка, затем процедура повторяется. Только уже с новым цветом и новым шаблоном. Использование карусельного станка или другого специального оборудования для этого, позволяет сильно упростить и ускорить процесс.
- Когда нанесён последний слой, выполняется окончательная сушка. Изделие готово.
Несложно. Вот только от неукоснительного соблюдения рекомендаций, опыта, позволяющего не допускать ошибки или оперативно исправлять возникающие, зависит безупречный результат.
Используемые краски и материалы
Как во многих областях, всё необходимое для шелкотрафаретного принта делается у нас в стране и за рубежом. Как показывает практика, отечественные производители в последние годы сильно подтянули качество (правда, это сказалось на цене). Тогда как импортные марки остались на прежнем уровне. Поэтому порекомендовать один бренд, преподнеся его как бесспорного лидера, не получится.
При этом для шелкотрафаретной графики потребуются:
- Сетки. Одноразовые, полиамидные или нейлоновые, при смене тона заменяемые новыми, либо многоразовые стальные. Для повторного применения они просто отмываются. Любой вариант имеет преимущества-недостатки, основной из которых толщина, размер ячеек.
- Рамы. Алюминиевые вне конкуренции, всё остальное будет компромиссом. При этом преимущества будут не в их пользу.
- Ракели. Всё просто: разного размера, формы, жёсткости. Но обязательно удобные.
- Оборудование. Хотя на начальном этапе можно обойтись без него, выполняя штучные заказы. С ростом объёмов оно гарантированно понадобится.
- Самое главное, без чего невозможен весь процесс – краски. Их выбор просто огромный, даже если классифицировать ассортимент. Они различаются по типу связующего компонента, для каких материалов предназначены, какой принцип применяется для их полимеризации и отвердевания. Наконец, важна покрываемость: когда через каждый последующий слой не просвечивался бы предыдущий. Всё это обязательно необходимо учесть при выборе. Поэтому простой, но при этом наиболее эффективный способ – проконсультироваться с экспертом.
Но мало кто из специалистов по шелкотрафаретному принту использует расходники одной марки. Скорее, наоборот, сетка от одного бренда, краски – от другого, а ракели вообще сделаны по заказу.
Плюсы шелкотрафаретной печати
Технология, достигшая совершенства, имеет массу достоинств:
- Себестоимость совсем невелика, особенно, когда помимо соответствующего оборудования, у мастера есть практический опыт.
- Можно создавать любую полноцветную, с мелкими деталями картинку. Всё зависит от того, кто именно будет выполнять данную работу, а также имеющегося у него оборудования и материалов.
- Формат. От визитки до огромного баннера или рекламной растяжки. Хотя основное количество заказов приходится на «золотую середину» – плакаты, футболки, кружки и так далее.
- Материал «холста». Её можно осуществлять на всём, чём угодно: в последнее время она добралась до микроэлектроники.
- Его форма. Как ровная, так и изогнутая, и даже круглая. При этом есть ряд ограничений, о которых ниже.
- Устойчивость к внешнему воздействию получаемого рисунка. А также как он переносит длительную эксплуатацию: всё это зависит не только от используемого колера, но и соблюдения всех этапов техпроцесса при производстве.
- Шелкотрафаретная печать – это не только сочетание цветов: нанося цвета слой за слоем, мастер может «поиграть» с текстурой. Толщина слоя может достигать 500 мкм: в десятки раз больше, чем в офсетном принте.
- Возможны не только классические цвета, от белого до чёрного, но и металлик. Золото, серебро, металлизированные тона: на готовом изделии они смотрятся особенно эффектно. Аналогично, если использовать флуоресцентный колер: толстый слой позволяет добиться потрясающего результата.
- Она востребована в самых разных областях. Трудно найти сферу, где так или иначе не найдёт применения шелкография.
- Полноценный цех со всем необходимым оборудованием всё равно не займёт много места. А значит, на аренде помещения, где он будет размещаться, можно неплохо сэкономить.
Неудивительно, что она настолько популярна.
Недостатки
Но у этого способа есть и минусы:
- способ не подходит, если нужно перенести снимок с фотографической точностью;
- как следствие, нет полутонов: с этим также стоит смириться и принять как данность;
- он относительно медленный: для крупных партий стоит подобрать другой вариант;
- не стоит браться за сложные, многоцветные рисунки, когда ещё нет необходимого опыта – просто не получится.
Их меньше, но также хватает. При этом часть из них связаны не с несовершенством технологии или неустранимыми недостатками, а с тем, кто и как выполняет шелкографию. Пресловутый человеческий фактор, но и здесь от него никуда не деться.
Ограничения в использовании
А вот это не минусы в привычном понимании, а именно ограничения, которые многие по невниманию, незнанию или, полагаясь на славянский авось, в расчёт не принимают. А затем сильно удивляются, что результат никак не соответствует ожиданию.
- Не на каждом изделии возможно её выполнение. Немало клиентов ставят знак равенства между классической бейсболкой и ранцем с множеством карманов и отсеков. Во втором случае полноценная шелкотрафаретная печать возможна только в раскрое, на ткани, но никак не на готовом изделии.
- На материалах, а особенно на краске, экономить не стоит. Уже через несколько недель, а тем более месяцев, эффект может оказаться прямо противоположным ожидаемому.
- Не стоит пытаться ускорить процесс, сокращая промежуточные этапы или пренебрегая ими вовсе. Срок выполнения заказа «позавчера», особенно, если речь идёт о крупной партии – не тот случай.
Но всё это приходит с опытом, когда мастер, выполняющий шелкографию, не просто прочитает эти рекомендации в теории, а опробует их на практике. Набьёт шишки, испортит не один образец, опробует различные варианты с типом краски, используемой сеткой, степенью нажима на ракель и только тогда получит результат эталонного качества. Тот самый, что станет отличным инструментом в продвижении вашего нового бренда или популяризации известной, узнаваемой, но уже подзабытой марки.
ID: 544