Сублимационная печать: всё об этой технологии и не только

11.12.2018

Сублимационная печать: всё об этой технологии и не только

Термины «сублимационная печать» или «сублимация» многие воспримут как нечто из другой реальности, не имеющей к повседневной жизни никакого отношения.

А между тем:

  • миньоны из любимого мультфильма на шуточном галстуке;

  • ваша фотография на футболке, купленная во время очередной экскурсии;

  • яркий принт на повседневном рюкзаке, без которого вы не выходите из дома;

  • виды Санкт-Петербурга на зонтике, лежащего в машине на всякий случай;

  • узор на бутылке для воды, без которой не обходится ни один поход в спортзал;

  • поздравительная надпись-рисунок на персональной кружке, полученной на очередное 23 февраля;

  • придавшее индивидуальность чехлу для смартфона изображение, выполненное в необычном стиле;

  • флаг любимой футбольной команды, которым размахиваете на стадионе во время проведения очередного матча

  • выполнены именно таким способом.

Мы ежедневно пользуемся предметами, картинка на которые нанесена этим способом.

История зарождения

Сублимационная печать относительно молода: доподлинно известен год зарождения, кем и где она впервые была применена. Достоверно то, что в середине прошлого века, точнее в 1957 году, Ноэль де Плассе, сотрудник французской текстильной фабрики Lainiere de Roubaix обнаружил, а затем и запатентовал новую технологию. Её суть проста: ряд красителей при нагреве до температуры более 190 градусов, минуя жидкое состояние, из твёрдого сразу переходят в газообразное. И ткань, а именно она стала родоначальником для такого нанесения изображения, окрашивается там, где будет принт. Поэтому метод, получивший название от латинского термина «sublimo», который переводится, как возвышаю или возношу, уже через два десятка лет после открытия нашел практическое применение.

Рисунок 01.jpg

Вот только от первоначальных технологий, материалов, применяемых решений остался лишь сам принцип переноса графики и цвета. Во всём остальном она скакнула далеко вперёд, как качества наносимого изображения, так и стоимости получаемого результата. Поэтому «высокая чёткость при низкой цене» – вот лучшее определение сублимпринта.

Что может стать «холстом»?

Наносить можно на:

  • Ткань. Абсолютный лидер по объёмам использования метода при нанесении графики – это всевозможные ткани. От футболок и бейсболок до сумок, рюкзаков, флагов всех размеров и даже палаток-навесов. Термопечать, а именно так её называют специалисты, полюбили рекламисты и дизайнеры одежды: только она позволяет выполнять как штучные, так и массовые заказы любых объёмов и сложности.

  • Керамика и фаянс. Основное требование – наличие сублимационного слоя, обеспечивающего «запечатывание» красок. Без него даже не стоит браться: изображение сойдёт при первой же мойке посуды. Тогда как с ним (в продаже есть специальные «полуфабрикаты для принта», кружки и тарелки уже с покрытием) даже постоянная эксплуатация – не проблема. И хотя основной объём заказов составляют классические цилиндрические кружки и плоские тарелки, при определённых навыках и наличии необходимого оборудования переносить картинку можно на любую плоскость, в том числе и термокрасками. Теми, что проявляются при нагревании, например, фото детей или любимой собаки проступает, когда наливаете горячий кофе. Тогда как всё остальное время это обычная, однотонная кружка.

  • Стекло. Полированное, матовое, органическое, цветное – любое, нет никаких ограничений. Конечно, есть особые требования, которые необходимо выполнять неукоснительно. В противном случае принт слезет с невероятной скоростью. Но результат печати на стекле выглядит просто отлично.

  • Пластик. Любой, всех размеров, толщины или состава. Это может быть как обычная самоклеющаяся плёнка, используемая в рекламе, например, при брендировании витрин. А может – принт на крупных деталях интерьера, используемый при оформлении огромного торгового центра.

  • Резина. Львиную долю составляет принт на игрушках и сувенирах, частично или полностью выполненных из натурального/искусственного каучука.

  • Кожа. Как искусственная, так и натуральная: графика будет уверенно держаться даже при интенсивной эксплуатации, например, на мягкой мебели. Тогда как при нанесении полноцветных рисунков, выполненных с фотографической точностью на всевозможных обложках у сублимации просто нет конкурентов.

  • Металл, дерево, а также камень. Даже не все специалисты по сублимпечати знают, что такой вариант возможен. Хотя никаких сложностей. Единственное условие – гладкая, ровная поверхность. Желательно однородная, единого цвета – тогда расход чернил будет минимален.

  • Просто бумага. И хотя для переноса графики на неё есть немало других, не менее интересных методов, существует немало примеров, когда используется такой вариант. Особенно, если применяется особая или очень плотная бумага, которою обыкновенный фотопринтер попросту не возьмёт.
Рисунок 02.jpg
Невольно складывается впечатление, что сублимационным способом можно перенести картинку на любую основу. Впрочем, так оно и есть: достаточно лишь неукоснительно соблюдать техпроцесс, предписанный производителем оборудования, чернил и прочих расходных материалов для сублимации.

Технологии при печати

На сегодняшний день, несмотря на то, что прогресс не стоит на месте, их всего две:

  • прямая, когда принт осуществляется непосредственно на подготовленную основу;

  • непрямая: рисунок печатается на особой бумаге, который затем закрепляется при помощи термопресса.

Прямая всё чаще выполняется на больших поверхностях, скрученных в рулон. Это могут быть текстиль, бумага, клеёнка и прочее.

Поэтому:

  • эксклюзивные обои с необычным принтом;

  • роскошные или, наоборот, сдержанные скатерти;

  • любые флаги или растяжки;

  • ткани, из которых затем будут пошиты самые разные изделия;

а также ещё несколько десятков аналогичных вариантов, когда наносится необычный эскиз, выполняются именно так.

Трансфер – это уже непрямая. Её главная особенность – рисунок может быть перенесён практически на любую основу.

Зеркальное отображёние распечатывается на специальной силиконизированной бумаге. Понадобится струйный принтер, использующий специальные чернила.

  • Дальше он вырезается по контуру. Не на каждой поверхности картинка одинаково ровно запекается, поэтому стоит оставлять поля примерно в сантиметр по всему краю.

  • После закрепляется. Для этого подойдёт специальный термостойкий или обычный бумажный малярный скотч.

  • Финальный этап – запекание. При этом сама форма пресса (как вариант, сменных модулей для него), предназначена для плоскостей, чашек и кепок. Это обусловлено самим принципом: универсального пресса для всего и сразу не существует.

Но наиболее массовыми в общем числе заказов на эту разновидность были, есть и будут футболки, бейсболки и кружки. Хотя на самом деле, варианты термотрансферной печати не ограничены ничем.

Рисунок 03.jpg

А вот что именно предпочесть, зависит не только от имеющегося у исполнителя оборудования, а от множества других, не менее важных составляющих. Поэтому без консультации опытного специалиста-практика не обойтись.

Плюсы

Среди преимуществ сублимации будут:

  • Получаемый рисунок не только не выгорает и не выцветает, не стирается даже при интенсивной эксплуатации и не боится стирки, в том числе и многократной. А значит, футболка с эксклюзивным изображением может стать по-настоящему любимой, кофейная кружка не декоративной, а функциональной. А рюкзаком можно пользоваться хоть каждый день, не боясь, что он потеряет внешний вид.

  • Фотографическое качество. Любой, самый качественный снимок можно перенести. Даже если он будет с глубокими цветами и сложной графикой, всё равно, технология допускает это.

  • Нет никаких ограничений в типе материала, на котором будет запекаться рисунок. Есть лишь несложные требования к нему, которые неукоснительно выполнить не составит труда.

  • Применение данного метода занимает совсем немного времени. Даже заказы, необходимые «позавчера», особенно, когда требуется всего несколько экземпляров, выполняются без проблем.

  • Она очень простая. Поэтому даже новичку не составит труда её освоить. При этом практический опыт и в этой области будет лучшим наставником.

  • Нет никакой «вилки» ограничений объёма заказа. Вы можете заказать один-единственный принт, нанесённый на шейный платок или мешок для обуви. А можете – огромный тираж, в котором счёт количества экземпляров идёт на тысячи.

  • Экологичность данного способа. Нет никаких ограничений на использование материалов с ней.

  • Изображение может быть двусторонним, что является отличным решением при изготовлении не только флагов, но и вымпелов, рекламных растяжек и прочего.

  • Она не только менее токсична, но и не такая трудозатратная. В отличие от той же шелкографии или трафаретного принта, где необходимо выполнять ряд промежуточных действий.

  • Внушительный список, поэтому нередко альтернативы просто нет. Например, при окрашивании ацетатного шёлка – ни к каким другим вариантам нанесения принта/покраски он элементарно невосприимчив.
Рисунок 04.jpg

Её минусы

При этом противопоставить методу можно лишь такие недостатки, как:

  • Определённые экологические требования при сублимпечати всё же придётся выполнять. Чернила имеют неприятный запах, который при нагреве многократно усиливается. Поэтому о вытяжке, лучше активной, с запасом по мощности стоит позаботиться заранее.

  • Достаточно энергозатратная. И если при разовых, штучных заказах этим можно пренебречь, то при потоковой, в крупных объёмах, затраты на расходуемую электроэнергию будут уже внушительными.

  • На расходниках нельзя экономить. Хотя в числе производителей «изготовители-ноунейм» замечены не были, подделки под именитые бренды уже появляются.

  • Использование чернил, бумаги одного изготовителя не всегда оправдано. Особенно, если используете для нанесения изображения на самые разные основы. Тогда как правильно подобрать их может только специалист-практик.

  • В начале освоения неминуемо будут забракованные вещи. К этому также стоит быть готовым.

  • Цвета на готовом продукте только тогда будут такими же, как и на макете, если оно наносится на белый фон. Исключение – сделан промежуточный слой этого цвета. Но тогда конечная стоимость возрастает.

  • Профессиональное оборудование обойдётся «в копеечку». Кроме того, оно более громоздкое: дома его не поставишь. Тогда как любительское не даст желаемого результата. Плюс значительно снижает скорость выполнения работ.

  • Наконец, нужно соблюдать климатические требования к помещению, где выполняется сублимационная печать. А значит дополнительных затрат на осушение/увлажнение воздуха, его подогрев/охлаждение не избежать.

Плюсы от её применения, как при небольших тиражах, так и при изготовлении крупных партий очевидны.

Рисунок 05.jpg

Важные особенности

Если ими пренебречь, то перенесённая картинка будет нечёткой, со значительным искажением цветов. Или полностью/частично слезет уже после первой стирки, а также при обычной эксплуатации.

  • Нельзя использовать полностью натуральную или с малым процентным содержанием синтетики ткань. Оптимальное соотношение ненатуральных волокон – от 60% и более. Так как даже наличие промежуточного сублимационного слоя полностью не гарантирует положительного результата.

  • Ткани которые подходят для сублимации, должны с полиуретановой пропиткой. Либо безосновные материалы: ткани с ПВХ основой использовать нельзя, поскольку под воздействием высоких температур этот материал начинает плавиться.

  • Графика должна быть качественной. Даже большую, понравившуюся картинку нанести на ткань, керамику или пластик не получится. Возможно не только снижение чёткости, но и значительное искажение цветов.

  • И самое главное, на сложный, уже готовый предмет, вроде портфеля или рюкзака, нанести принт не получится. Только на этапе ткани, когда оно ещё не раскроено.

Поэтому если все вышеперечисленные пункты соблюсти, качественное изображение сохранится всё то время, сколько служит данная вещь. Особенно, когда все эти работы выполняет специалист.

Рисунок 06.jpg

Теперь вы точно знаете всю технологию, плюсы, минусы, особенности сублимационной печати. Осталось дело за малым – просто заказать её выполнение специалистами.


ID: 556